Атрибуция нескольких ранее неизвестных корреспондентов Святителя Феофана.

Свящ. Стефан Даниленко, руководитель сектора Научно-исследовательских проектов и специальных программ Издательского совета Русской Православной Церкви

Доклад был сделан на конференции, посвященной святителю Феофану в рамках Рождественских чтений в 2023 г.

Аннотация: В статье речь пойдет о выяснении личности одного из адресатов Святителя Феофана (точнее адресатов, скрытых за обращением «городское благочестивое семейство» или инициалами С. К. и Г. А.), а также о нахождении нескольких писем Святителя к Василию Ивановичу Гудко (монаху Амвросию), впоследствии принявшему епископский сан, пострадавшего за веру в период гонений и причисленного к лику Новомучеников и Исповедников Российских в 2000 году. Данная исследовательская работа проведена в рамках подготовки «Летописи жизни и творений Святителя Феофана, Затворника Вышенского» и выполнена Натальей Владимировной Лагутиной, редактором-составителем томов «Летописи…», содержащих указанные письма и диаконом Григорием Слуцким, научным сотрудником сектора Научно-исследовательских проектов и специальных программ Издательского совета Русской Православной Церкви.



В настоящее время отделом Научно-исследовательских программ Издательского совета проводится работа по поиску и атрибутации корреспондентов Святителя Феофана в различных духовно-исторических, богословских журналах и периодической печати 19 века. Учитывая обширную переписку Святителя и его активную писательскую деятельность, часто обусловленную миссионерской необходимостью, можно предположить, что какие-либо письма или даже произведения могут встречаться в изданиях, напрямую не связанных с кругом его прижизненных интересов и географией его пребывания. Об этом, в частности, свидетельствуют находки, о которых мы поговорим сегодня.
В епархиальных ведомостях и ряде других периодических изданиях найдены интересные материалы, которые не были замечены ни дореволюционными, ни последующими поколениями исследователей. К примеру, в Вологодских епархиальных ведомостях была обнаружена диссертация иеромонаха Феофана, впоследствии афонского подвижника Феодосия Карульского (Харитонова). Труд называется «Обозрение главных сочинений преосвященного Феофана нравственно-аскетического содержания» . В Уфимских Епархиальных ведомостях были обнаружены блок писем к корреспондентке святителя Феофана жене статского советника, 1-го директора уфимского банка Масловой Надежде Николаевне и ее дочери Марии Павловне. Эти письма не были включены ни в один из сборников собраний писем святителя Феофана.
Это лишь некоторые последние открытия, сделанные в рамках подготовки «Летописи…» к изданию. В данном небольшом докладе расскажется об атрибутации нескольких адресатов Святителя.
Общеизвестно, что письменное наследие Святителя Феофана достаточно велико. Среди писем к известным адресатам встречаются неподписанные письма или подписанные только инициалами. Работа по установлению личностей таких адресатов подчас невозможна, поскольку письма могут не содержать никакой конкретной информации, позволявшей отыскать возможного адресата[1]. В таких случаях остается ждать пока не появятся новые сведения, дающие возможность атрибутировать адресата Святителя.
В 2022 году такой случай настал для того, чтобы выяснить кто скрывается за именованием «К городскому благочестивому семейству». Большой блок писем к этому семейству опубликован в первом томе известного восьмитомника писем Святителя Феофана под номерами 47–88 (всего 42 письма).
28 августа 2022 года, в день престольного праздника, на сайте Вышенского монастыря появилась запись содержащая упоминание о передаче в этом году в монастырь иконы святителя Митрофана Воронежского письма Святителя Феофана Затворника. Как известно, Святитель кроме литературных занятий занимался различным рукоделием в том числе и иконописью. Икона св. Митрофана Воронежского была передана Вышенским Затворником в дар Стефану Кирсановичу Михайлову о чем свидетельствует надпись на обороте иконы: «Сия Икона Святителя Митрофана написана Епископом Феофаном затворником Вышенской пустыни и подарена им в благословение Стефану Кирсановичу Михайлову и семейству его 1889 г. 5-го мая».
Эта история могла быть очередным свидетельством обширных знакомств Святителя Феофана, поскольку в числе адресатов его писем нет человека с именем Стефан Кирсанович Михайлов, если бы в блоке писем к «городскому благочестивому семейству» не было упоминания о написании Вышенским Затворником иконы святителя Митрофана Воронежского.
История написания иконы следующая. В письме от 17 декабря 1888 года Святитель обращается к «С. К. и Г. А.» с просьбой найти в их городе фотографа, способного сфотографировать и увеличить икону Митрофана Воронежского, которую Святитель хочет иметь «в большем размере, раза в два или более больше той, какую я имею» , – пишет он. При этом Святитель Феофан раскрывает об этой иконе такие сведения: «Она писана по сновидению. Живописец один Воронежский молился святителю, чтобы он показал ему лице свое. Долго молился… святитель услышал молитву и явился ему во сне. Живописец, проснувшись, тотчас нарисовал лице его по свежей памяти[2]. Потом все уже и писал по этому образцу. И никто не мог потрафить[3], чтоб иконка нарисовалась, как у него. Он уже умер. И это, что у меня, была последняя, какую можно было купить... Вот почему я дорожу ею» .
Дальнейшая переписка показывает, что фотограф был найден и Святитель Феофан посылал икону св. Митрофана Воронежского для фотографирования. Он даже дает обещание своим корреспондентам: «Я имею в мысли нарисовать вам, по этому новому снимку, икону сию масляными красками, если не помешают глаза» .
Работа фотографа не удовлетворила Святителя, но он не отказался от обещания написать икону. «По этому снимку [большому, сделанному фотографом] нарисую вам икону святителя» , – пишет он в письме от 4 марта 1889 года. Далее в письме от 18 марта Святитель пишет о задержке с написанием иконы: «Что обещал Вам, с удовольствием исполню. Уже начал... Но делишки зашли. Постараюсь, чтоб это было вместо красного яичка» . Это письмо написано в субботу 4-й недели Великого Поста: до Пасхи остается 3 недели. Однако Святитель не завершил работы в обещанный срок. Вот как он сам объясняет в последующем письме: «Очень жалею, что не успел окончить иконку обещанную. На страстной и светлой работать неудобно было. Вот уже с понедельника начну и кончу» .
Получается, что Святитель писал эту икону в два подхода. Можно называть условные даты этих периодов: 1) с 4 марта по 2 апреля и 2) с 17 апреля по 5 мая (дата на оборотной стороне иконы). Эта датировка очень точно совпадает с датой на самой иконе.
Имея имя и фамилию адресата, было не сложно установить его личность и его домочадцев. Сведения о них содержатся как в сети интернет, так и в печатных изданиях, например, в краеведческой книге И. А. Озарнова «Моршанск. Под покровом Святой Троицы», где упоминается, что Стефан Кирсанович Михайлов был собеседником известного духовного писателя святителя Феофана Затворника.
Дадим краткую биографическую справку. Степан Кирсанович Михайлов (1824(5) – 1908) родился в богатой купеческой семье в г. Моршанске. Получил домашнее образование. Занимался продажей зерна и хлеба. В 1863 году С. Михайлов числился купцом 3-й гильдии, в 1875—1891 годах купцом 2-й гильдии и личным почётным гражданином. В 1897 году ему с семейством присвоено почётное гражданство Российской Империи. Занимался благотворительной деятельностью. Жертвовал на строительство храмов, миссионерскую деятельность, учреждение школ, приютов, богаделен, участвовал в устройстве других социальных объектов города. Содействовал открытию Моршанского Казанского Прошинского женского монастыря. На личные средства построил церковь в с. Баланда Аткарского уезда и Александро-Невской церкви в с. Поливановка Сердобского уезда Саратовской губ. Являлся деятельным членом попечительства Александровского детского приюта, старостой Александро-Невской приютской церкви. Неоднократно поощрялся за свою деятельность государственными наградами: медалью св. Анны на ленте, св. Владимира на ленте.
Стефан Кирсанович был женат на Глафире Александровне. Она упоминается в письмах как «Г. А». Супруги имели 9 детей: Николая, Василия, Владимира, Михаила, Сергея, Александра, Марию, Ольгу и Надежду. Кроме писем к главе семейства и его супруге, одно из писем от 14 марта 1892 года адресовано, вероятно, дочери Марии Стефановне. Также одно из писем посвящено родственнице Михайловых, пожелавшей поступить в монастырь.



Нахождение следующего адресата связано с разыскной работой, проводимой в рамках подготовки «Летописи…». При поиске в Волынских епархиальных ведомостях встретились несколько писем [4] Святителя Феофана к неизвестному адресату, которым впоследствии оказался священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский. Письма достаточно содержательны и при условии их большего количества (всего в епархиальном журнале их 4) установить адресата было бы, вероятно, гораздо проще. Покажем последовательность нашего поиска.
Первое из четырех писем адресовано студенту духовной школы (пока неизвестно какой), который спрашивает совета относительно пострижения в монашество. Письмо датировано 2-м сентября 1891 года. Учитывая то, что остальные письма адресованы монаху, мы узнаем, что постриг состоялся не ранее 02.09.1891 г.
Уже 18 февраля 1892 года Святитель, в ответном письме, поздравляет своего адресата с пострижением в монашество: «Благослови Господи Ваше монашествование, начало которому положили Вы недавно» . С учетом времени, необходимого на переписку, время пострижения – конец 1891-начало 1892 годов.
Так же в первом письме Святитель упоминает о том, что духовная школа, в которой учится его адресат, находится при Лавре. «В город не ходите, – советует Вышенский Затворник, – У Вас сад большой; вместо города ходите к вечерне в Лавру» . Соответственно, круг местопребывания корреспондента Святителя сужается до трех мест: Киево-Печерской Лавре, Сергиевой Лавре, Александро-Невской Лавре, при которых находятся духовные школы.
Первоначально было предположено, что студент учился в Московской духовной семинарии, поскольку святитель в первом письме советует поступить, по пострижении в монашество, в Гефсиманский скит: «P. S. В какой монастырь? — Ни одного не знаю, как следует. — Мне думается, что пригодней будет скит Гефсиманский, что в Сергиев. Лавре» . Однако, дальнейшее прочтение письма сузили этот список, исключив Московские духовные школы, поскольку в одном из писем Святитель так советует своему адресату: «Сходили бы к Преосвященному Ректору... и установили со слов его свою тему ...» . Только в Киеве и Санкт-Петербурге ректорами духовных школ в данное время были епископы. К тому же вряд ли бы Святитель указывал бы студенту на местоположение Гефсиманского скита словами «что в Сергиевой Лавре», если бы студент действительно там учился.
Этот материал не дает достаточно сведений для атрибутации корреспондента. Однако нужно понимать специфику публикаций материалов в Епархиальных ведомостях. Почти всегда место публикации связано с местом жительства корреспондента. Владимирские корреспонденты печатались во Владимирских епархиальных ведомостях, тамбовские в Тамбовских епархиальных ведомостях, Питерские в столичных духовных журналах. Поскольку данные письма опубликованы в Волынских епархиальных ведомостях нами были просмотрены лица, имеющие отношение к изданию данного журнала. И действительно, редактор Волынских епархиальных ведомостей оказался корреспондентом святителя Феофана, а та немногая информация, которую получилось извлечь из писем, помогает его точно идентифицировать.
Адресатом оказался епископ Сарапульский и Елабужский Амвросий (1867-1918), впоследствии священномученик . В 1904 году, когда были напечатаны письма, он был редактором Волынских ЕВ. В 1889 году он поступил в Санкт-Петербургскую академию, в 1891 году был пострижен в монашество и рукоположен во диакона, а в 1893 году рукоположен в иеромонаха. С 1901 года был назначен ректором Волынской семинарии и исполнял должность редактора Волынских ЕВ. В 1904 году хиротонисан во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. В течение последующих десяти лет он был викарием Каменец-Подольской (епископ Балтийский в 1909 г.) и Вятской епархий (епископ Сарапульский в 1914 г.). В 1916 году епископ Сарапульский и Елабужский. Пробыв правящим архиереем чуть больше полгода, был уволен на покой и назначен управляющим Свияжским Успенским монастырем. Был арестован в июле 1918 года и расстрелян 9 августа того же года. В 2000 году причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской.


[1]  Вероятно, в большинстве случаев это сделано намеренно. По крайней мере для наших адресатов употребление в качестве обращения только их инициалов (например, «С.К.» или «Г. А.»), а также шифрование города жительства корреспондентов Святителя (вместо «Моршанск» указывается город «N») вероятно, связано с тем, что письма публикуются сразу после кончины Святителя в 1894 году в Тамбовских епархиальных ведомостях. Лица, упоминаемые в письмах живы, и желают сохранить свою конфиденциальность. По всей видимости, публикация писем осуществлялась при условиях анонимности адресатов.

Из подобных писем можно извлечь только редкие крупицы информации. Для упомянутых адресатов, например, можно узнать, что «городское благочестивое семейство» жило в Тамбовской губернии. Так, Святитель пишет 10 сентября 1888 года: «Преосвященный был, а к вам не поехал от того, что у вас ссоры какие-то идут… Я разумею весь N.., а не вас». Очевидно, имеется в виду один и тот же архиерей, а именно епископ Тамбовский и Шацкий Виталий (Иосифов), который по некоторым соображениям после посещения Вышенской пустыни не захотел ехать в город «N». Также косвенным свидетельством проживания адресатов в Тамбовской губернии является печать писем в Тамбовских епархиальных ведомостях.

[2] Подробнее об этом событии см. в разделе «Иконография» статьи Митрофан (Православная энциклопедия. Т. 45. Мерри Дель Валь – Михаил Парехели. 2017. С. 442-461), а также в статье А. Н. Свирина «По следам письма свт. Феофана Затворника преосвященному Виталию (Иосифову)» (Свирин А.Н. По следам письма святителя Феофана Затворника преосвященному Виталию (Иосифову) // Феофановские чтения: Рязань, 2012. Вып. 5. С. 105-100).

[3] Потрафить (разг. устар.) – Сделать что-л. так, как требуется, удачно, ловко.

[4] Волынские ЕВ. 1904. №24. С.709.